Александр Набиев

Мой ученик - моё открытие

Аржаных Ирина Викторовна, педагог ДДТ №3 г.Иваново

В дополнительном образовании работаю уже давно. В этом учебном году пошло третье десятилетие. За это время, разумеется, у меня было огромное количество учеников. Сейчас, открывая некоторые свои старые записи, и читая фамилии своих учеников, с горечью для себя отмечаю, что многих из них я уже совсем не помню, хотя всё время думала, что память у меня в этом отношении очень хорошая.

А иногда даже тужила по этому поводу, думая, зачем мне такой божий дар - некоторые из этих ребят ко мне уже и не ходят, а я их всё помню. Самое обидное было в том, что они иногда, при встрече со мной на улице, просто не здоровались, видимо думая, что я их не узнаю, либо сами уже просто забыли меня. Но те ребята, которых я смело бы могла назвать звёздочками, моими открытиями, конечно, они всегда со мной, в моей памяти. А, в общем то, связь с некоторыми из них до сих пор не прекращается.
Моя студия называется «Радуга». Это название возникло неслучайно. Как в цветовом спектре радуги семь цветов, так и в программе студии столько же направлений: шесть из них декоративно-прикладных и седьмой вариативный курс - авторская песня. Поскольку творческих направлений несколько, то и ученики-звёздочки, ученики-открытия были так же в разных сферах деятельности. Кто-то из них поражал меня своими способностями в области вязания, кто-то необычайно творчески подходил к созданию мягких игрушек, а кто-то быстро и смело осваивал всю программу, которую я предлагаю своим ученикам. Другие, вырываясь из рамок программы, начинали задавать мне всё новые и новые вопросы, тем самым подвигая меня к новым творческим познаниям. Помню свою радость, когда в моей студии появились первые звёздочки, которые стали создавать свои песни, и на мой взгляд эти песни получались очень даже хорошими.
Обычно набор в наши творческие объединения происходит в начале учебного года. В сентябре мы уже должны подать полные списки групп наших воспитанников, но иногда дети «просыпаются» и в середине и даже уже в конце учебного года. И каждый раз я боюсь отказать этим детям - а вдруг, кто-то из них как раз и окажется моим открытием. Честно говоря, такие случаи у меня в практике уже были, когда талантливые ребята приходили ко мне не в означенный срок. Вот так же, не с самого начала учебного года, когда группы уже были сформированы, ко мне в студию попросился мальчик с ограниченными возможностями здоровья на курс «Авторская песня». Ребята, имеющие проблемы со здоровьем у меня в объединении уже занимались, но в физическом плане у них было всё в порядке. Саша от них отличался, у него - ДЦП. Увидев его, я поначалу засомневалась, и честно говоря, даже немного испугалась. Как же он сможет играть на инструменте, имея такие серьёзные проблемы со здоровьем. Но когда начались наши занятия, я узнала о том, что до меня у него уже был преподаватель по классу гитары, и он уже был обучен некоторым навыкам. Придя ко мне, Саша заявил, что он хочет сочинять свои авторские песни. И первый наш опыт был таким: мы пробовали брать стихи известных поэтов-классиков и укладывать их на музыку, которую Саша учился сочинять сам, исходя из той информации, которую я ему давала. Впрочем, такой опыт я использую со многими своими учениками. Литературный материал Саша подбирал самостоятельно. Я обнаружила, что у него не плохой вкус. Кроме того, наши занятия строились на освоении новых знаний по классу гитары. Некоторые из моих заданий поначалу для Александра были сложны, но я видела его желание и стремление к освоению этих знаний, к тому же, я начала понимать, насколько они ему необходимы и как здорово эти занятия развивают его физически, в частности моторику его рук и пальцев. И то, что поначалу казалось сложным, стало приходить в некую норму, и я сама стала давать ему советы - ни за что в жизни не оставлять гитару, и каждый день обязательно работать с ней. Саша пришёл ко мне уже в возрасте шестнадцати лет. Он оказался очень общительным подростком, ему нравилось общаться с одногруппниками, и иногда именно по этой причине он не торопился уходить и задерживался на занятии дольше, чем мог бы. Иногда Саша делился со мной даже какими то личными переживаниями, и наверное благодаря этому, мы с ним очень сблизились и научились понимать друг друга.
Кроме моих занятий Саша посещал дополнительно занятия по вокалу. Он отличается особой музыкальностью и обаянием, у него очень приятный тембр голоса. Благодаря этому его часто приглашают с выступлениями на различные мероприятия, конкурсы, фестивали. Так в прошлом году он выступал на марафоне для детей с ограниченными возможностями здоровья в акции «Ты нам нужен» в атриуме Серебряного города. Случайный прохожий услышал его, и спросил одного из педагогов нашего учреждения, нет ли у Александра своего диска, и попал в точку. Этот педагог предложил нам впоследствии свои услуги по оказанию помощи в записи его собственного диска. И так мы подошли к следующей ступени нашей дальнейшей деятельности. И этот факт подтолкнул Сашу к новой творческой волне, к написанию его собственных песен. На каждое занятие он стал приносить всё новые и новые творения. Нет, Саша уже писал песни и до этого случая, но поначалу парень стеснялся их исполнять, понимая, что тексты его несовершенны, но, в то же время, они были очень искренни и откровенны, а это не так то просто - исполнять свои песни, т.е. перед всеми выворачивать свою душу наизнанку и смело заявлять свою точку зрения. Как у многих подростков в этом возрасте Сашины песни были в основном о любви. Мне хотелось несколько отвлечь его от этой темы, видя его переживания, и я стала предлагать ему подумать над написанием песен о чём-то другом. Прошло какое то время, и он действительно стал писать песни на очень разные темы. А перспектива записи диска открыла в нем новое дыхание. Он стал проявлять себя? как энергичная и творческая личность. Но мне вместе с ним приходилось очень много работать, чтобы добиться желаемого результата. Конечно, и сейчас мне хотелось бы, чтобы он сам больше обращал внимание не только на количество своих песен, но и на качество стиха и музыки, так как мне по-прежнему, пока ещё, приходится много заниматься корректировкой его текстов, а иногда и помогать в написании музыки. Хотя, может быть, в этом есть свой положительный эффект. Своими мыслями, но пока ещё несовершенством в сочинительском мастерстве, он иногда подталкивает меня к написанию собственных песен на его темы и это бывает даже интересно.
Сейчас Саша - мой выпускник, но мы продолжаем общаться и работать над записью диска. Я чувствую свою ответственность перед ним. Я должна помочь ему в этом вопросе. По окончании записи диска Саша планирует провести его презентацию. Мне это очень интересно. Это новая волна и в моей деятельности, и, разумеется, я всячески буду помогать ему в этом. Я думаю, что мы всем коллективом нашей студии будем присутствовать на этой презентации и, возможно, это мероприятие подтолкнет и других ребят к новым порывам в творчестве, чего мне так хочется, и к чему я в конечном итоге стремлюсь.
Задуматься только, как мои ученики - мои открытия, каждый по-своему, повлияли на развитие и моей личности. И честно говоря, не ожидала, что и этот юноша станет моим открытием, что он окажется таким интересным, таким неординарным, талантливым человеком, что в нем обнаружится огромный потенциал творческой энергии, и что я вместе с ним, как педагог, буду расти. А это именно так. Я это чувствую и понимаю, и я ему за это благодарна. «Мой ученик - моё открытие»: - да я это смело могу сказать о Саше. Я думаю, что он не «погаснет», и что те умения, которые обнаружились в нём на настоящий момент, будут по жизни совершенствоваться и развиваться. И мне хочется верить, что создание его первого диска будет не только началом его творческой деятельности, но за этим последует продолжение, и за первым диском появится второй и третий и т.д. И конечно, хочется верить, что качество новых песен, созданных Сашей, будет всё лучше и лучше. А мне, как педагогу, будет интересно отслеживать его творческий рост.